?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ОТЧЁТНАЯ ГЛАДЬ КАК ИСКУССТВО БЛЕФОВАТЬ
boynikov_alex
30 ноября 2013 года в Тверской областной библиотеке имени Горького наконец-то состоялось отчётно-выборное собрание Тверского регионального отделения союза писателей России (далее – ТРО СПР). А состоялось сие судьбоносное на данном этапе мероприятие, как водится, при злостном нарушении устава, в который раз перелицованного под текущие нужды руководства отделения, с опозданием на девять месяцев (!). Видимо такой срок был необходим для того, чтобы разродиться некоей стратегической идеей по удержанию пошатнувшейся власти трёхглавого монстрика по имени «Редькин-Горлов-Лосева». Перед проведением ноябрьского собрания коренная голова, т.е. председатель правления ТРО СПР Валерий Редькин, не уставал везде заявлять, что оно, как и предыдущее, будет «закрытым» от посторонних глаз и ушей, а от представителей СМИ требовал предварительной «аккредитации», хотя вряд ли вообще толком разумел, как осуществить её на практике.
Кого же испугался наш записной рифмователь пошлостей? Зловредного врага писательского народа Бойникова? Так он, слава правлению, благополучно изгнан из монолитных рядов местного писсобщества. Журналистов, которые могут ляпнуть в газетах не то, что угодно Редькину (прецеденты уже были)? Всё возможно. Одно точно: застоявшаяся вонь всегда боится свежего воздуха…

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

И вдруг – событие невероятное, нежданное и негаданное!.. В «Тверской литературной газете» (2014, № 4) опубликован огромный отчёт об этом полуподпольном собрании. С полным изложением повестки дня и подробнейшей пропагандой достижений.
Что послужило причиной внезапно проснувшейся тяги В. Редькина к открытости и гласности? Опять не ведаю. То ли Апофис слишком близко от Земли пролетел, то ли медведь под Вышним Волочком раньше времени проснулся.
Зачем же тогда было «секретиться»? – спросят именно осведомлённые люди, ибо большинству тверской общественности деятельность ТРО СПР вовсе неинтересна. Ответ ясен: в условиях сильно скомпрометированной репутации надо хоть как-то, хоть чуток, но реабилитироваться в глазах общественности. Пиар, одним словом.
Однако заниматься настоящим пиаром в правлении ТРО СПР никто не умеет, и потому этот материал, подписанный лично В. Редькиным, больше навредил ему, чем помог. Стоит лишь внимательно вчитаться в текст отчёта.
Первым и, очевидно, главным его пунктом стало перечисление утрат. За годы властвования В. Редькина (2009–2013) ушли из жизни многие корифеи тверской литературы, в том числе общероссийского масштаба: Владимир Исаков, Юрий Красавин, Анна Кулакова, Геннадий Немчинов, Людмила Прозорова, Евгений Сигарёв, Владимир Сысоев, Валентин Штубов, Валентина Кашкова и другие. Но даже от Редькина я не ожидал, нет, не пошлости, а столь откровенного кощунственного глумления над усопшими писателями. В его отчёте Владлен Кокин именуется «Кокни», Людмила Прозорова – «Прохорова», а Валентина Кашкова (прошу прощения у читателей за цитирование) – «Какова»…
После этого фамилию нынешнего главы ТРО СПР следовало бы отныне и до веку писать так: ВРЕДЬКИН.

ПУБЛИЧНАЯ РАЗДАЧА СЛОНОВ

Затем докладчик решил напомнить собравшимся, «с чего мы начали» и в который раз поставил себе в заслугу получение гранта на проведение празднования 50-летия Тверской писательской организации и выпуск юбилейного номера альманаха «Тверь». Да, формально это так. А по существу? Издевательство, как говорил вождь мирового пролетариата.
Вспомним и мы кое-что. 16 июня 2010 года в зале искусств Горьковки яблоку было негде упасть. Юбилейное писательское собрание почтили своим присутствием тогдашний губернатор Тверской области Д. Зеленин, его заместитель О. Пищулина, председатель областного Комитета по культуре Е. Шевченко, глава Твери В. Бабичев и первый секретарь правления Союза писателей России Г. Иванов. Однако на том юбилейном празднестве отсутствовали (считаю, что демонстративно) Евгений Борисов, Владимир Юдин, Юрий Красавин , Валерий Кириллов, Валерий Токарев и некоторые другие писатели не только первого ряда.
Началась раздача слонов… в смысле наград. И на Редькина, только-только занявшего руководящий пост, за неизвестные рядовым писателям заслуги свалился Крест святого Михаила Тверского.
Не по Сеньке шапка, не по овощу ботва… Эту высшую награду области по праву и по совести должен был получить Александр Гевелинг, известный русский поэт, автор 15 книг, участник Великой Отечественной войны, живая легенда тверской литературы и журналистики, один из основателей Тверской (тогда Калининской) писательской организации в далёком 1960-м… Вскоре, после повторного переизбрания В. Редькина, он 12 февраля 2014 года ушёл из жизни. А тогда незаслуженно оскорблённый и публично униженный ветеран встал и, подойдя к Редькину, громко произнёс: «А ты меня обманул!», после чего покинул зал. Слышали и видели это десятки людей. Так на деловую и моральную репутацию Тверской писательской организации по вине её нового «руками водителя» легло грязное, несмываемое и позорное пятно.

СКРОМНЫЕ ОГРЕХИ АЛЬМАНАХА

Позорищем обернулся выпуск юбилейного номера альманаха «Тверь», чего даже Редькин не смог отрицать: «Альманах печатался в течение трёх дней под обещание оплаты в будущем, поэтому вычитать гранки не было возможности. Отсюда огрехи, допущенные по вине издательства».
Меня снова терзают смутные сомнения: а понимает ли сам Редькин то, что брякнул? Во-первых, на каком основании он сваливает редакторские огрехи на издательство? Издательство «Волга» выпустило книгу, т.е. превратило её электронный вариант в материальный предмет, а готовила её к печати редколлегия. Во-вторых, разве материалы для альманаха собирались непосредственно перед его печатанием? Думаю, гораздо раньше и возможность их грамотной корректорской правки была. В-третьих, если гранки не вычитывались, то почему в выходных данных С. Николаева значится «ответственным редактором»? А не получила ли она за фальшивую редактуру ещё и хорошую денежку? Тыщонок так 20 или около того?..
Тем не менее, В. Редькин испугался назвать конкретные «огрехи» альманаха. Воскресим его «забывчивую» память.
На 20-й странице той книги опубликовано стихотворение Надежды Веселовой, снабжённое фотографией… Людмилы Прозоровой. На соседней, 21-й странице, краткая аннотация гласит, что автором трёх моих книг «Поэзия Спиридона Дрожжина», Апполон (именно так! – А. Б.) Коринфский: неизвестные страницы биографии, письма, стихотворения», «О поэзии, критике и дегенерации» является поэт Сергей Герасимов. Аннотация о поэте Юрии Смирнове почему-то удвоилась, одновременно представив нам и Любовь Старшинову. Кстати, она и Галина Киселёва названы «поэтЭссами». Поэт Валентин Штубов с лёгкой руки ответственного редактора превратился в Валерия (понятно, о ком грезила тогда Николаева). Евгений Борисов, ставший членом Союза писателей России в 2003 году, оказывается, руководил Тверской писательской организацией… аж с 1977 года. О Владимире Исакове сказано «автор 21 одной книги». Далее идёт повесть Юрия Красавина «К великому морю», а в колонтитулах мелькает всё тот же В. Исаков. При углублённом чтении альманаха ошибок обнаружится на порядок больше.
На филологическом факультете ТвГУ С. Николаева руководит специальностью «Издательское дело и редактирование» и магистерской программой «Редакционная подготовка изданий», а В. Редькин возглавляет соответствующую кафедру. Невольно возникают обоснованные опасения за качество профессиональной подготовки будущих издателей и редакторов, а равно и сомнения в компетентности их учёных наставников, кои до неприличия безобразно обошлись с юбилейным писательским альманахом. Кстати, руководителем этого издательского проекта значится Сергей Диваков, ученик Редькина и Николаевой, ныне подвизающийся в качестве преподавателя той же кафедры.
«И всё-таки альманах и по содержанию, и по оформлению стал значительным явлением тверской литературы», – убеждает докладчик. Вопрос лишь в том, какой знак приставить к заявленной «значительности».

ОСОБЕННОСТИ ТВЕРСКОГО ПРИЁМА В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ

В отчёте Редькин не раз помянул, сколько выдающихся тверских писателей умерло в период его правления. Свято место (в данном случае – места) не терпят пустоты, и главпис всея Твери выдвинул идею своего рода «партийного набора» новых членов взамен ушедших. В результате штатными членами Союза писателей теперь официально числятся Елена Бурчилина, Валентина Карпицкая, Елена Мичурина, Любовь Соломонова (Колесник), Аркадий Левитин, Валентин Преображенский – бездари или просто серенькие авторы. Особь статья – Светлана Николаева, которая не отметилась в литературе ровно ничем, разве что письменными показаниями в суде, сильно смахивающими на лжесвидетельство. Но она – правая рука, а, может быть, и шея Редькина по преподавательской работе в Тверском государственном университете, к тому же прочно связанная с ним другими отношениями.
«Не надо думать, что мы принимали всех желающих (в Союз писателей РФ. – А. Б.), – с гордостью утверждает Редькин. – Так, отказано, например, в приёме Артамкиной, Метлиной, Мордовиной, Гикал, Пеплову, Саркисянцу и др.» Кое-кто из них действительно графоман, но художественный уровень стихов, скажем, Левитина и Карпицкой, принятых в СП РФ, и Мордовиной с Пепловым, туда не принятых, одинаково низок. Значит, одним отказывали в приёме в писатели по причине настоящей – творческой несостоятельности, а другим широко открывали туда двери по иным соображениям. По каким же?
Я прекрасно помню собрание, на котором наэлектризованные тверские «властители дум» истошным ором забаллотировали детского писателя, сказочницу Нину Метлину. Тогда в зале присутствовали в качестве приглашённых руководители молодёжных литературных объединений Твери. Увиденное зрелище многих из них повергло в шок. Вот что рассказал очевидец тех событий Максим Страхов, член Союза профессиональных литераторов РФ, лауреат литературной премии имени М. А. Булгакова:
«Признаюсь честно, интерес к литературному творчеству сказочницы Н. Метлиной у меня появился после весьма неоднозначных событий, произошедших на очередном собрании Тверского отделения Союза писателей России. Три довольно известных тверских литератора, среди которых не кто иной, как прозаик Владимир Исаков, возглавлявший газету “Тверские ведомости” долгие годы, и профессор Вячеслав Воробьёв, дали рекомендацию Нине Метлиной для вступления в Союз. Заручилась она поддержкой и небезызвестного прозаика Евгения Борисова, который более двадцати лет стоял у руля Тверской писательской организации. Количество книг достаточное, литературный талант сомнений не вызывает, рекомендации имеются… Казалось бы, успех на выборах очевиден, но… Неожиданно для всех решила публично выступить известная и уважаемая мною сказочница Гайда Лагздынь, которая, мягко говоря, нелицеприятно высказалась в адрес кандидата в Союз писателей Н. Метлиной. Гайда Рейнгольдовна с присущей ей эмоциональностью обвинила свою коллегу не иначе как в плагиате (якобы у Метлиной встречаются похожие персонажи) и отсутствии “научно-популярных основ” в её сказочных сюжетах. Поэтому произведения автора, по мнению почтенной критикессы, кажутся “странными” и “вводящими в заблуждение читателей”. В итоге истинную причину своего недовольства мастер детской литературы Г. Р. Лагздынь озвучила весьма прямолинейно – она возмущена, что сказки Н. Метлиной издаются на деньги “богатеньких предпринимателей-нефтяников”, а ей самой, ветерану писательского цеха, приходится кровью и потом добывать финансы для публикации антологий и хрестоматий по два килограмма весом каждая. Как бы карикатурно не выглядело выступление титулованной и заслуженной Гайды Рейнгольдовны, но в этот вечер Н. Метлину в Союз писателей не пустили – голосующие члены решили не спорить со звездой детской литературы».
Есть и свидетельство журналиста, поэта и переводчика Татьяны Михайловой: «“У нас за грудки друг друга не хватали”, – так, ностальгией по чашке чая в правлении СП СССР, реагировала на накалявшееся общение коллег Г. Лагздынь. Это не помешало уважаемой даме “прокатить” конкурентку Нину Метлину, получившую губернаторскую премию в номинации “Детская литература” (и даже проводить её словами “Ваши связи Вам помогут!”)».
Сказки Нины Метлиной великолепны по сюжетам, пропитаны добротой и радостью, расширяют кругозор юного читателя. Тиражи её книг традиционно передаются в дар библиотекам, школам и детским домам Тверской области. Словно в насмешку над недальновидностью сказочно глупых людей и их «правителя», напоминающего злого тролля, именно Нина Метлина (а не очленённые усицковы-карпицкие) по итогам 2010 года стала лауреатом премии губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства первой степени в номинации «За произведения для детей и юношества». На межрегиональном фестивале «Региональная книга России» в номинации «Лучшая книга для детей» в 2011 году победу одержал сборник её сказок «Волшебный мешочек гномов».

О ВЛИЯНИИ ЧЛЕНСТВА НА ТАЛАНТ

Интересным способом возвеличивает докладчик собственную значимость как критика: «Анализируя литературный процесс в Твери за четыре (?) года, я пришёл к выводу, что наибольшие достижения в тверской литературе принадлежат членам Союза писателей», которые в «последние пять (?) лет» издали «замечательные поэтические сборники», в частности, Г. Степанченко, О. Горлов (кто бы сомневался!), В. Карпицкая, С. Усицков, А. Устьянцев и т.п. Всё просто: получил членский билет СП и тут же автоматически талант прорезывается. Только прорезывается он весьма своеобразно.
Г. Степанченко создал трагически правдивый образ современной России: «Так-то, так, да всё бесы да бесы… // Так-то так, да уроды, уроды…» Поневоле задумаешься, кто уроды: те, кто живёт и работает в России, последними усилиями поддерживая её у края пропасти, или те, кто пишет о ней такие стишки?
А. Устьянцев решил переосмыслить подход к национальному вопросу: «Ведь это всегда кошерно – быть евреем! // А быть евреем хочет любой мерзавец». Дурно пахнут эти словеса!..
Попробуйте понять, что хотел выразить С. Усицков: «Упал закат в земной провал. // Умолкли враз в заречье птицы. // Гнилушки пень ночной привал // разбил и светит у криницы». Кто ночной – пень или привал? И в чём разница между столицей Камбоджи и «поэтом» Усицковым? Столица Камбоджи – Пномпень, а второй в поэзии – пень пнём. Не могу не процитировать ещё один его лирический «шедевр»:
Закралися сомнения:
куда ведёт большак?
Уже до посинения
живот стянул кушак…
Простите, кто кого стянул?
Стихи Л. Соломоновой великолепны, и, конечно, отличаются отточенностью формы и глубиной проникновения в жгучие проблемы современности:
разбойничковым свистом
прерывисто свищу
морзянковохорею
чейнстоксовоямблю
иначе не умею
пишучужу
люблю
Точно, иначе и не умеет. Блю! – только одно это слово и хочется выкрикнуть.
А вот и «стихи» В. Карпицкой:
Ну что ещё мне в этой жизни надо?
Яснопогодье только лишь приспе,
и в кущах Ботанического сада
я вновь прильну в объятии к тебе.
Великие достижения! Замечательные!..

КОРОТКИЙ ПОВОДОК ПРЕМИИ

В докладе В. Редькин много говорил о литературных премиях разного уровня, на которые в отчётный период выдвигались отдельные тверские поэты и прозаики. Кто же удостоился включения в составляемые, естественно, правлением ТРО СПР заветные списки соискателей? Г. Киселёва, А. Огнёв, К. Рябенький, Н. Капитанов, В. Годовицын, О. Горлов, А. Устьянцев, В. Карпицкая, М. Петров, сам Редькин, Е. Карасёв и т.д. – в подавляющем большинстве либо члены правления, либо члены отделения, пляшущие под дуду его председателя. Выходит, выдвижение на премию – способ удержания власти давно дискредитировавшим себя правлением и короткий поводок для верных слуг и пасомых овечек. Убеждён: те тверские писатели, кто не утратил чувство собственного достоинства, для кого понятия чести и творческой свободы не пустой звук, сочтут личным оскорблением получение премии из рук такого руководителя, как Редькин.
Читаем, к примеру, перечень выдвиженцев на областную премию имени Николая Гумилёва: В. Редькин, Е. Карасёв, В. Штубов, Г. Иванов. Забавный расклад. Валентин Штубов – самый достойный кандидат, Карасёв – серединка на половинку, Редькин – всё понятно… А вот с какого бока здесь фигурирует Геннадий Иванов, членом Тверского отделения Союза писателей не являющийся? Кстати, получает он литературную премию в Твери уже не в первый раз. А как же! Г. Иванов – первый секретарь правления Союза писателей России. Лояльных Редькину кандидатов в законные писатели протолкнёт побыстрее, не симпатизирующих ему, но талантливых, попридержит. Не потому ли очень резво обзавелась членским билетом СП Светлана Николаева, в то время как документы на одарённого поэта из Старицы Венену Петровскую, которая подала их намного раньше, до сих пор маринуются в Москве?

КРИТИКА У НАС ЕСТЬ!

Коснулся Редькин и литературной критики, куда ж без неё: «Творчество ряда авторов проанализировано в рецензиях и статьях Виктории Кузнецовой, Светланы Николаевой, Натальи Лосевой, моих статьях о творчестве Л. Гордеевой, А. Устьянцева, А. Кулаковой, О. Горлова, В. Штубова». Подмывает спросить, а где почитать эти статьи, в каких массовых газетах? Их нет даже на сайте ТРО СПР.
Впрочем, буду объективен: в 12-м номере альманаха «Тверь» 11 страниц занимает панегирик бесталанной стихотворной книжке В. Редькина «Сфера веры» (2009), написанный – правильно! – Натальей Лосевой с опозданием аж на два года. Дорвалась-таки до сладенького! До-о-о-о-лго писала, не гуляла. И название чего стоит: «Одухотворённая любовь»… А что бывает любовь неодухотворённая? Вестимо, например, любовь Лосевой к стихам Редькина, которая неприятно отдаёт чем угодно, только не высокими порывами; если же и есть в ней некий «дух», то он хуже, чем в забытом ассенизаторами общественном нужнике.
Не могу удержаться от цитирования непревзойдённого критического суждения Редькина о Гайде Лагздынь: «Из тверских сочинителей это самая раскрученная писательница во всероссийском масштабе». Как изящно и глубоко подчёркивает творческую индивидуальность коллеги по перу доктор филологических наук!

ТЁМНЫЕ СИЛЫ ИХ ЗЛОБНО ГНЕТУТ…

В самом конце своего отчёта Редькин решил громыхнуть праведным гневом по поводу «определённых сил», борьба которых направлена – ни много ни мало – «против самого существования Союза писателей». Выразилось это, полагает он, в следующем:
«Так, в Минюст поступило клеветническое письмо от неизвестных лиц о том, что мы (т.е. ТРО СПР. – А. Б.) будто бы изменили юридический адрес, изменили номер счёта. Также поступило письмо в Минюст, что наш Устав не соответствует Закону».
Сразу видны многие неувязки и неясности. Во-первых, Минюст – федеральная структура. Зачем писать туда, если в Твери есть его областное управление, которое и призвано разбираться в таких вопросах? Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» анонимные обращения государственными инстанциями не рассматриваются. В-третьих, Редькин далее пишет: «На основе прошлого общего собрания мы внесли изменения (забыли сказать: в устав ТРО СПР. – А. Б.) в соответствии с новым законодательством и в установленный срок перерегистрировали его в Минюсте. Кстати, с этим была связана задержка проведения отчётно-выборного собрания. Его нельзя было проводить, пока Минюст не утвердил новую редакцию Устава».
Что же получается? После анонимного «клеветнического письма» в Минюст Редькин и его присные кинулись вносить изменения в устав и спешно его перерегистрировать. Вывод один: устав ТРО СПР на тот момент действительно не соответствовал федеральному законодательству, а информация в «клеветническом» письме, которое упомянул Редькин, – абсолютная правда.
Как тут не вспомнить бессмертного Николая Гоголя: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я её высек; она врёт, ей-богу, врёт. Она сама себя высекла».

ПОСЛЕДНЕЕ СКАЗАНИЕ РЕДЬКИНА

Конечно, любой доклад должен завершаться оптимистически, и Редькин не нарушает эту давнюю традицию партийных собраний:
«Естественны споры о художественной ценности того или иного произведения и таланте конкретного писателя. Главное, не следует переходить на личности, опускаться до оскорблений».
Голосую за эти прочувствованные сентенции обеими – сначала руками, потом ногами. Однако в тверском писсообществе всё происходит с точностью до наоборот, словно в зазеркалье. Стоило критику Бойникову доказательно раскрыть литературную несостоятельность книг Г. Киселёвой, Л. Соломоновой (Колесник), А. Огнева, В. Редькина, В. Самуйлова и других графоманов, как ему тут же было устроено судилище с последующим исключением из ТРО СПР. Зато герои проработочного фронта Михаил Петров и Александр Огнев остались в его составе, как ни в чём не бывало. Хотя именно они за неоднократное распространение ложных и порочащих того критика сведений (часть которых к тому же была признана судом прямым оскорблением) вынуждены были раскошелиться на компенсацию морального вреда. Насколько извращена «логика» и у правления ТРО СПР, и у квакающего ему в унисон остального писательского болота!..
Квакайте, господа писатели, и дальше. Самые громкие губернаторскую премию в области литературы (али какую иную) всенепременно выквакают. Если успеет очередь дойти.